Контрольно-аналитическая
деятельность в детском саду
Можно выделить два типа контроля: внешний и внутренний
контроль.
Внешний
контроль ДОУ имеет место со стороны органов образования,
здравоохранения, санитарных и других учреждений. Порядок внешнего контроля
определяется существующей правовой и нормативной базой.
Внутренний
контроль ДОУ обеспечивается его же силами. Порядок внутреннего
контроля определяется Уставом об учреждении, должностными инструкциями и
распоряжениями руководства.
Методическая работа в дошкольном образовательном
учреждении является управленческой деятельностью, так как призвана направлять
работу всего педагогического коллектива на решение задач образовательной
программы. В связи с этим обеспечение оптимального функционирования детского
сада невозможно без организации планомерного, систематического контроля.
Являясь одним из главных источников получения
информации о качестве работы сотрудников детского сада, контроль выступает
базой для принятия управленческих решений; позволяет установить, все ли в
дошкольном учреждении выполняется в соответствии с целями и задачами
педагогического процесса, а также определить пути и методы устранения
выявленных недостатков.
Контроль не является замкнутой системой внутри
педагогического процесса. Он связан с другими функциями или стадиями
методической работы, зависит от них и оказывает на них влияние. Получение
результатов контроля не является самоцелью, это лишь определенный этап работы.
Результаты необходимо проанализировать с тем, чтобы выявить причины
сложившегося положения дел, выработать рекомендации по устранению недостатков и
распространению положительного опыта.
Кроме того, контроль должен основываться на принципах
демократичности и коллегиальности в управлении, а также возможности каждого
члена коллектива участвовать в управлении учреждением. Чтобы отвечать этим
требованиям, контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и
гласным.
Контроль и оценка работы педагогов станут эффективнее,
если контролируемый будет убежден в объективности оценки, воспримет ее как
полезную информацию, узнает способы устранения выявленных недостатков, захочет
устранить их, и будет уверен, что необходимую для этого помощь ему окажут.
В детском саду используют следующие виды контроля:
- оперативный, в
т.ч.: предупредительный /не требует учета /подготовка к педсовету,
родительским собраниям, обсуждение сценариев…//
- тематический /1-2
р. в год по темам педагогических советов/, в т. ч.: итоговый; персональный
(с целью оказания помощи молодым специалистам);
- фронтальный
/выполнение должностных обязанностей одним сотрудником не чаще чем 1 раз в
5 лет на усмотрение администрации/, в т.ч.: предварительный; текущий;
итоговый;
- вторичный
/выполнение решений педсоветов, предложений текущего контроля - ежемесячно/
- творческие отчеты
/к педсовету, те, кого мы не проверяли/
- итоговый;
- смотр-конкурс
- самоконтроль
/самоанализ Пр.№448/, в т.ч.: работа на доверии; частичный контроль с коррекцией
деятельности.
- взаимоконтроль
/оснащение с четко разработанной схемой проверки/
- мониторинг,
экспресс-диагностика
Три самые распространенные формы контроля:
оперативный, тематический, итоговый.
Любой контроль организуется и проводится
в определенной последовательности:
Оперативный контроль:
Главными особенностями оперативного контроля являются
быстрое реагирование и немедленное исправление отдельных незначительных
недостатков.
Их можно исправить:
План оперативного контроля, предложенный кандидатом педагогических наук
К.Ю. Белой, используется в большинстве дошкольных образовательных учреждений /Таблица 1/
Как надо работать с таблицей.
Все вопросы, вынесенные на контроль в текущем месяце,
сообщаются педагогам на педагогическом или рабочем совещании, которые
проводятся в конце предыдущего месяца. Таблица с вопросами контроля или их
перечень вывешивается на педагогический стенд. Таким образом, все педагоги
оповещаются о том, на какие направления работы им следует обратить особое
внимание. Этим обеспечивается гласность контроля.
В первую неделю проверяются две-три, максимум четыре
проблемы, вынесенные на контроль. При этом выбирается своя система обозначений –
цветовая, цифровая или геометрическая. Я использую цветовую систему
обозначений: высокий уровень педагогической работы отмечается зеленым цветом,
средний - синим, критический – красным, недопустимый – черным. Если вы
выбираете геометрическую систему обозначения: высокий уровень педагогической
работы отмечается кругом, допустимый - квадратом, низкий - треугольником.
Итак, первый вопрос контроля - проверка того, как
соблюдается режим дня в разных возрастных группах.
Вы приходите в группу № 1 и видите, что в ней
соблюдается режим дня, дети вовремя выходят на прогулку, своевременно принимают
пищу и укладываются спать. Вы наблюдаете, как бережно и аккуратно воспитатели
пробуждают детей после дневного сна, как соням дают подольше потянуться, а
непосед пораньше усаживают за стол. Старший воспитатель должен знать, что за воспитатели
работают в этой группе. Если воспитатели опытные, хорошо знающие свое дело,
неравнодушные, понимающие детей и их потребности вы с чистой совестью ставите в
графе этой группы высокий балл и больше к этому вопросу контроля в группе № 1
не возвращаетесь.
Затем вы посещаете группу № 2. В ней работают
малоопытные педагоги, у которых пока еще не все получается или одна из
воспитателей не имеет дошкольного образования, например, она по специальности
учитель начальных классов и все формы работы с детьми младшего школьного
возраста переносит на дошкольников. Таким образом, вы видите, что время занятий затягивается в ущерб игре и
прогулке, дети не успевают вовремя пообедать и лечь спать, просыпаются после
дневного сна позже. В графе этой группы, конечно же, проставляется низкая оценка,
а воспитателям даются рекомендации по исправлению сложившегося положения. Вы
говорите, что нужно исправить, и на следующей неделе вновь приходите с проверкой,
о чем ставите в известность воспитателей, они же к этому времени вносят
коррективы в работу. Тем самым старший воспитатель обеспечивает действенность
контроля, не только указывая на недостатки, но и проверяя выполнение своих рекомендаций.
Старший воспитатель приходит в эту группу на следующей
неделе и видит, что определенные улучшения уже есть. Вопрос остается на
контроле и в течение третьей недели. Может быть, на этом можно было и
остановиться, но все же методист контролирует выполнение режима дня в группе №
2 и в конце месяца, чтобы убедиться, что высокий уровень, отмеченный на
предыдущей неделе, не был случайностью.
В результате наша таблица выглядела в конце месяца
следующим образом (Таблица 2):
Только
таким образом можно убедиться в эффективности контроля. Но возможен и второй
вариант оперативного контроля.
Итак, в группе № 2 в первую неделю месяца по первому вопросу контроля
были получены очень низкие результаты. На это указывает красный цвет -
показатель низкого уровня. Вместе с тем, по сути, он не раскрывает, на какие
направления работы воспитателям нужно обратить особое внимание. Следовательно,
все свои рекомендации старший воспитатель должен не только высказать, но еще и
где-то записать - иначе, как проводить повторный контроль? Получается, что мы
выходим за рамки своей таблицы.
Во вторую неделю положение дел исправилось, но еще не окончательно - об
этом свидетельствует синий цветовой символ. Опять же непонятно, что конкретно
было уже исправлено, а в чем остались недоработки? В несоблюдении длительности
занятий? или в затягивании времени сна? или на прогулку дети выходили не во
время? Снова нужно было каким-то образом все это зафиксировать. А где? И как?
В некоторых дошкольных учреждениях старшие воспитатели
делают это на обратной стороне листа, на котором напечатана таблица. Но он
имеет один недостаток - педагоги, которых контролируют, не могут отследить
тщательно и подробно результаты контроля и держать в памяти данные
рекомендации.
Возможен и другой выход - расширить таблицу, разделив каждый вопрос
контроля на отдельные стадии, этапы. Вот что тогда получается с тем же вопросом
соблюдения режима дня (Таблица 3)
Вот теперь и старшему воспитателю, и всем педагогам
дошкольного учреждения (и тем, кто проверяет качество
воспитательно-образовательной работы в ДОУ) понятно, почему их так оценили,
кроме того, не нужно копировать на бумаге в виде записей те рекомендации,
которые старший воспитатель дает воспитателям. Эти рекомендации оформлены в
виде условных обозначений. И те же условные обозначения показывают не только показатели
своей работы, но и качество.
Таким образом, целесообразно по каждому вопросу
контроля иметь более подробную, расширенную таблицу. Перечень вопросов
оперативного контроля можно взять у К.'Ю. Белой из "Ежедневника (рабочей
тетради) заведующей детским садом" и «От сентября до сентября». Можно
разработать таблицы, где каждый вопрос, вынесенный на контроль, разбит, разделен
на подвопросы, которые легко проконтролировать и оценить. Эти таблицы будут
достаточно универсальными и могут использоваться в течение нескольких лет.
Кроме того, при необходимости в них легко вносятся коррективы, если все они
существуют в компьютерном варианте.
Я так же использую карточки-схемы (рекомендуемые
разными авторами и разработанные лично) наблюдения и анализа деятельности
педагога и его взаимодействия с детьми позволяет не только экономить время, но
и дает возможность воспитателю еще раз подумать о том, как более эффективно
провести то или иное мероприятие.
Тематический
контроль:
Наибольшую трудность вызывают организация и проведение
тематического контроля, требующие наличия и подготовки определенного пакета
документов (название тематического контроля, цель и сроки осуществления, план
контроля, его форма тоже предложены К.Ю. Белой). Кроме того, в пакет документов
входят рабочие материалы контроля, которые представляют собой диагностические
карты оценки уровня развития знаний и умений детей в разных возрастных группах,
карта оценки профессиональной компетентности педагогов по теме планирования
образовательной работы и т. д. По окончании тематического контроля составляется
справка с выводами и рекомендациями по коррекции образовательного процесса, которые
вносятся в протокол педагогического совета.
На основании рекомендаций, предложенных в книгах К.Ю.
Белой "От сентября до сентября", "Методическая работа в дошкольном
образовательном учреждении", Л.М. Денякиной "Новые подходы к управленческой
деятельности в дошкольном образовательном учреждении", О.А. Скоролуповой
"Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном
образовательном учреждении", Л.В. Поздняк "Основы управления
дошкольным образовательным учреждением" и др., в нашем детском саду были
составлены рабочие материалы тематического контроля по следующим темам:
- «Сотрудничество с родителями»; (образцы выдаются
на руки);
- «Организация и проведение
физкультурно-оздоровительной работы с детьми»;
- «Руководство самостоятельной познавательной деятельностью
детей»;
- «Организация воспитательно-образовательного
процесса по формированию у детей культуры общения»;
- «Организация двигательной активности детей»;
- «Организация наблюдений в природе»;
- «Изодеятельность – условие развития творческих
способностей детей»
Самоанализ:
При организации контроля педагогической работы
необходимо привлечь воспитателя к самостоятельному анализу своей деятельности.
Трудность заключается в том, что далеко не каждый готов к объективной
самооценке. Самоанализу надо научить, при этом важно считаться с мнением
воспитателя, не навязывать свою точку зрения, а убеждать в рациональности
применения альтернативных методов работы. Удобно использовать таблицы для
самоанализа разработанные творческой группой воспитателей.
Взаимоконтроль (взаимопосещение) осуществляется воспитателем параллельной
либо любой другой группы по решению администрации и способствует самоанализу и
самооценке воспитателя при сравнении своей работы с работой другого.
Сравнительный контроль помогает распространению эффективного опыта и улучшению
образовательного процесса.
Для создания атмосферы творческого поиска в коллективе
руководителю важно дифференцированно подходить к каждому педагогу. Одни
педагоги нуждаются в систематическом контроле со стороны администрации (вновь
принятые педагоги, молодые специалисты и педагоги с недостаточным профессиональным
опытом для реализации инновационных процессов), другие педагоги обеспечивают
стабильные результаты, но еще не имеют достаточной методической компетентности
для проявления творчества. Третья группа педагогов - педагоги с высоким профессиональным
мастерством и методической компетентностью. Они способны работать на принципах
доверия и самоконтроля. Таких педагогов руководитель будет посещать с целью
обобщения и распространения опыта и оказания помощи в разработке и отработке
педагогической технологии.
Оперативная коррекция выявленных в процессе контроля
недостатков работы воспитателей заключается в устных замечаниях, указаниях и
рекомендациях, дополнительных профессиональных консультациях, включении в план
педагогической работы необходимых изменений.
Мониторинг
Мониторинг
(aHr.Monitoring) в «Современном словаре иностранных слов», трактуется как
постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия
желаемому результату или первоначальным предположениям, Т.е. мониторинг
представляет собой процесс объективации через отслеживание данных, получаемых
опытным путем, и сопоставление их с теоретическими прогнозами. Это непрерывный
процесс проверки, подтверждения и уточнения эмпирического знания посредством
теоретического. Существуют различные вилы мониторинга: медицинский, экологический,
психологический, педагогический и т.д.
Мониторинг качества
образования определяется как систематическая и регулярная процедура сбора
данных по важным образовательным аспектам на национальном, региональном и
местном уровнях. (С.Е. Шишов, К.А. Кальней «Мониторинг качества образования
в школе».)
Источники
получения информации могут быть различными. Но самая ценная информация, полученная
в результате наблюдений как итог продуманной информационной системы контроля, в
которой цели, задачи и содержание контроля стоят на первом месте, а формы или
его виды - на втором.
Сопутствующий вид контроля - анкетирование родителей,
педагогов, детей.
Другими словами, сопутствующие виды контроля
дополняют, расширяют, объективируют целевые формы контроля и способствуют
успешному планированию деятельности образовательного учреждения.
Медико-педагогический контроль
Одним
из направлений работы руководителя дошкольного образовательного учреждения
является организации контроля деятельности различных его служб. Очень важно при
этом правильно распределить контролирующие функции между ответственными лицами,
которые входят в круг администрации детского сада и отвечают за одно из
направлений деятельности дошкольного учреждения. Обычно старший воспитатель
отвечает за воспитательно-образовательный процесс, старшая медсестра - за медицинскую
деятельность, включая оздоровление и питание, а завхоз - за финансово-хозяйственную
деятельность.
Детальный
контроль работы по этим трем направлениям могут осуществлять специалисты, а
руководитель должен уметь оперативно решать проблемы в целом и акцентировать
внимание на актуальных вопросах.
Для
оценки эффективности оздоровительной работы рекомендуется разработать план
медико-педагогического контроля, учитывающий специфику деятельности дошкольного
учреждения
Сегодня
многие ДОУ имеют в штате не только старшую медсестру и диетсестру, но и
медицинских сестер по массажу, ЛФК и физиотерапии. Контролировать их работу
должен врач, если он работает в ДОУ, или непосредственно руководитель детского
сада. Для того чтобы правильно организовать контроль работы медицинских
работников детского сада, руководителю необходимо владеть информацией по
нормированию работы и формам отчетности медсестры массажа, медсестры ЛФК и
медсестры физиотерапии.
Рассмотрим более
подробно организацию контроля и анализа оздоровительной работы в ДОУ с учетом
распределения контролирующих функций между вышеуказанными специалистами
Старший воспитатель
контролирует:
Контроль работы воспитателей в группах осуществляется
ежедневно, что позволяет возлагать на них персональную ответственность,
например, за отсутствие проведения того или иного планового мероприятия.
Для
обеспечения условий по оздоровлению детей старшая медсестра ДОУ контролирует:
Выделим основные объекты медико-педагогического
контроля:
- санитарное состояние и содержание участка;
- санитарно-гигиеническое состояние помещений;
- оборудование помещений;
- организация питания;
- соблюдение питьевого режима;
- динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием
детей;
- состояние здоровья детей;
- мероприятия, проводимые в случае карантина;
- состояние одежды и обуви детей;
- организация двигательного режима;
- осуществление системы закаливания;
- организация прогулок;
- проведение физкультурных занятий с детьми;
- проведение оздоровительных мероприятий в течение дня;
- состояние искусственного плавательного бассейна и соблюдение
правил его использования;
- организация дневного сна;
- организация физкультурно-оздоровительных праздников, досуга и
развлечений.
|