Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 26.11.2024, 08:42

Добро пожаловать!

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Взаимодействие детского сада и семьи в целенаправленной работе по воспитанию ребенка дошкольника»

 Взаимодействие детского сада и семьи в целенаправленной работе по воспитанию ребенка дошкольника

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в дошкольном учреждении воспитание всегда стоит на первом месте.

Эту ситуацию можно нивелировать за счет открытого образовательного пространства, т.е. включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Открытое образовательное пространство – это, прежде всего, пространство, обеспечивающее высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом. Кроме того, оно является пространством воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения с взрослыми, сверстниками. Для чего необходимо создать следующие условия: 

1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.

2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в дошкольном учреждении и т. д.

3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и детского сада в интересах развития ребенка.

4. Потребностно - стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения:

  • потребностей и интересов семей; 
  • категорий семей; 
  • стилей семейного воспитания; 
  • ребенка во всех его сферах развития; 
  • рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. 

При этом необходимо учитывать:

  • повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей; 
  • программно-методическое обеспечение процессов взаимодействия с семьей; 
  • обеспечение функционирования и развития детско-взрослого сообщества ДОУ в соответствии с реализуемой программой. 

Следующим немаловажным аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство ДОУ. Для этого разрабатываются показатели, по которым можно определить правильность выбранного пути. Вот некоторые из показателей, разработанных в нашем дошкольном учреждении:

  • степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг и подготовкой детей к школе; 
  • динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей; 
  • увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества; 
  • разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий; 
  • уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ. 

Для получения объективных данных разработан инструментарий: анкеты, опросники, тесты и т. д. Полученные результаты позволяют внести коррективы в создание вышеперечисленных условий.

Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.

Приоритетной задачей работы нашего детского сада является повышение роли семьи как социального института. Основное в этой деятельности - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Каждое дошкольное учреждение ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы, является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Давайте на примере нашего ДОУ вспомним, какие формы работы с родителями используются в детских садах.

В настоящее время используются разнообразные формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

Это такие традиционные формы как: 

  • Устный педагогический журнал
  • Родительские конференции
  • Практические семинары
  • Встречи с родителями
  • Клубы общения
  • Консультации
  • Диспуты
  • Тренинги
  • Деловые игры
  • Круглые столы
  • Дни открытых дверей
  • Родительские собрания
  • Вечера вопросов и ответов
  • Дни интимной консультации

А также новаторские, нетрадиционные формы:

  • Педагогические советы с участием родителей
  • Неделя открытых дверей
  • Тематические проекты
  • Ознакомительные дни
  • Мини-газеты
  • День семьи
  • Интервью

Итак, одной из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями, в настоящее время является «День открытых дверей», когда родители, а также другие близкие ребенку люди, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами участвовать в играх, занятиях и др.

Родители с большим вниманием относятся к вопросам обучения детей, поэтому во всех группах проводятся показательные занятия или совместные занятия, где родители и дети могут заниматься рисованием, ручным художественным трудом, составлять рассказы по картинам, придумывать сказки и делать многое другое. Но жизнь вносит в работу с родителями свои коррективы.

Проводя изучение взаимодействия ДОУ и семьи, мы выяснили, что сегодня актуальна организация «Недели открытых дверей». В течение недели (в любое время) родители могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности.

Нельзя не отметить и эпизодические посещения родителями дошкольного учреждения, это не только утренний приход детей в группу и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада.

У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. И порой родителей ожидают открытия: домашний "тихоня" может оказаться "заводилой-атаманом" в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребенок - спокойным и даже застенчивым. Конечно, подобные метаморфозы можно наблюдать не так часто, тем не менее, любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть.

При этом многие воспитатели говорят, что убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься. Беседы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными, убедительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели. Важно здесь одно: организовывая посещения родителями детского сада, воспитателям нужно проявлять тактичность, чтобы не обидеть и установить доверительный контакт, укрепить связь с семьей, убедить в собственном профессионализме, желании и готовности помочь.

Ежегодно наше ДОУ проводит «Ознакомительные дни» для семей, проживающих в близлежащем микрорайоне. Педагоги рассылают молодым семьям (тем, чьи дети еще не посещают дошкольные учреждения) приглашения. Для родителей устраивают экскурсии по детскому саду, встречи со специалистами, работающими в учреждении, демонстрируют видео- и фотоматериалы, касающиеся жизни детей, мини-концерты, проводится дегустация блюд.

В учреждении проводится «День вопросов и ответов», когда на все возникающие у родителей вопросы готовы ответить квалифицированные специалисты. В результате родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, инструктором по плаванию, руководителем по физическому воспитанию).

Такое "погружение" в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду, иначе взглянуть на ребенка и собственные методы, и приемы воспитания.

Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности. Мы связываем с родителями все прогрессивные изменения и нововведения в нашем учреждении. Одним из таких нововведений является проведение «Дня семьи», когда все 10 групп одновременно занимаются совместной деятельностью: родители показывают спектакли (кукольные и актерские), вместе с детьми поют и танцуют, участвуют в спортивных играх и соревнованиях, занимаются творчеством, продолжают учиться искусству общения, узнают об интересных программах дополнительного образования, приобретают различные навыки ручного труда. Дети и родители могут посетить спортивный зал, музыкальный зал, бассейн, кабинеты психолога, логопеда.

Суть данной работы заключается в том, чтобы ребенок и родители сумели договориться о выборе деятельности. Каждое занятие педагоги планируют, учитывая возрастные особенности дошкольников. Задания, подготовленные педагогами, дети выполняют совместно с родителями. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка.

Поэтому «День семьи» мы считаем самой эффективной формой работы с семьями воспитанников.

Возможности дошкольных учреждений за последнее время значительно расширились. Родители теперь могут ознакомиться с жизнью детей в детском саду не только непосредственно, при посещении, но и с помощью разнообразных технических средств. Так, сегодня большой популярностью пользуются видеофильмы из жизни группы, где стараются запечатлеть каждого ребенка, подчеркнуть особенности его поведения, отношений со сверстниками и взрослыми в группе. Такие фильмы пользуются популярностью у родителей. Многие из них отмечают, что в связи с большой занятостью на работе у них не всегда есть возможность прийти в детский сад. А видеофильмы помогают получить информацию о жизни ребенка в ДОУ, его развитии. Также педагоги используют записи своеобразных «интервью» с детьми на разные темы (например, "Что значит быть здоровым?", "Если бы я был родителем первоклассника…» и т. д.), съемку видеофрагментов различных видов деятельности (игры, занятий, труда), режимных моментов.

Интересной формой является организация разнообразных выставок. Конечно, в каждой группе представлены уголки творчества детей, в которых регулярно размещаются детские работы, выполненные на занятиях. Но возможна организация и других выставок. На них могут быть выставлены совместные работы педагога и детей, родителей и детей. Ежегодно в ДОУ проходят выставки «Дары Осени» и «Мастерская Деда Мороза». В этом году в детском саду с большим успехом прошел конкурс «Новогодняя красавица» (надо было не только изготовить елочки из разного материала, но и придумать название своей работе).

Постепенно в жизнь дошкольных учреждений входит проектный метод. Он заключается в совместной работе детей, родителей и педагогов над какой-то общей темой. В качестве иллюстрации можно привести пример из опыта воспитателя высшей категории Е.А. Едемской. Ею совместно с детьми и родителями был реализован такой проект, как "Издательство книг" (рукописные книги делались всей семьей), а также опыт воспитателей первой категории Л.В.Евлаш и Л.В.Ивановой проект "Презентация ребенка" (создание семейных фотоальбомов). Каждый проект завершался большой выставкой, которая приносила большое удовольствие и детям, и родителям, а также становилась стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами для тех родителей, которые по какой-либо причине не смогли сделать этого раньше.

Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью дошкольного учреждения, деятельностью их детей. Обычно фотовыставки бывают тематическими, посвященными какому-то интересному событию из жизни группы: празднику, увлекательному досугу, экскурсии. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Но при этом важно, чтобы выставка носила не просто "развлекательный" характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей.

Несколько слов хочется сказать и о наглядно - информационной агитации. Изучение мнений воспитателей показало, что их отношение к традиционным методам наглядной пропаганды неоднозначно. Половина из них убеждены, что наглядные формы общения с родителями нерезультативны, так как те не интересуются материалами, размещенными на стендах, в папках-передвижках. Педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов.

К сожалению, наглядно-информационную форму общения педагогов с родителями рассматривают довольно узко - только как оформление стендов и выставок. Это не совсем верно.

Наглядно-информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, оказывают практическую помощь семье. 

Условно их можно разделить на две подгруппы:

  • информационно-ознакомительные; (сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, реклама в средствах массовой информации, информационные проспекты, приглашения, видеофильмы и т.д.).
  • информационно-просветительские (тематические выставки, мини-газеты информационные стенды; папки-передвижки, выставка новых книг и т.д.)

Мы убеждены, что наглядно-информационные формы работы с родителями необходимы. Они приносят взаимную пользу и сотрудникам, и родителям, так как являются естественным дополнением диалога двух партнеров.Более подробно давайте остановимся на таких информационно-ознакомительных формах, как информационные проспекты и «визитки».

Информационные проспекты способствуют ознакомлению родителей с особенностями работы дошкольного учреждения, в которых кратко представлен материал, демонстрирующий специфику учреждения, его отличия от других, указано, какие специалисты работают с детьми, какие дополнительные услуги оказываются, приведена информация о режиме учреждения. Весь текстовый материал сопровождается рисунками, фотографиями.

Небольшие по объему, красочные «визитки» помогают сформировать у родителей первоначальные представления об учреждении, продемонстрировать заинтересованность коллектива в развитии и воспитании детей, стремление к сотрудничеству с родителями. Таким образом, использование педагогами наглядно-ознакомительных форм играет существенную роль в реализации принципа открытости дошкольного учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще используется термин «инновация». Инновация – это изменение того, что уже существует. Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагоги используют ряд инновационных информационно – просветительских форм, уже сегодня пользующихся спросом у родителей.

Это организация в дошкольном учреждении выпуска мини-газет, которые имеют разный объем, тираж, отличаются стилем подачи информации, тематикой. Обычно это газета небольшого формата, которая содержит объявления из жизни ДОУ (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и др.), а также информацию по проблемам дошкольной педагогики и психологии.

Наше учреждение стремится помочь родителям ориентироваться в мире педагогической литературы, для чего организует выставки новых книг по вопросам воспитания детей, а также детских книг, которые родители могут читать вместе с ребенком. Также практикуем организацию мини-библиотек для детей и их родителей. 

В рамках сотрудничества с музеями, театрами, экскурсионными бюро города мы предлагаем родителям информацию о новых спектаклях, выставках, режиме работы музеев и развлекательных мероприятиях проводимых в городе в праздничные дни.

Таким образом, использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащая их знания.


Категория: Мои статьи | Добавил: Борман (20.11.2010)
Просмотров: 3429 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz