Взаимодействие детского сада и семьи в
целенаправленной работе по воспитанию ребенка дошкольника Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в дошкольном учреждении воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет открытого образовательного пространства, т.е. включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Открытое образовательное пространство – это, прежде всего, пространство, обеспечивающее высокое качество образовательных услуг в соответствии с социальным запросом. Кроме того, оно является пространством воспитания у ребенка личностных качеств в процессе его деятельности и общения с взрослыми, сверстниками. Для чего необходимо создать следующие условия: 1. Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон. 2. Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в дошкольном учреждении и т. д. 3. Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и детского сада в интересах развития ребенка. 4. Потребностно - стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения: - потребностей и интересов семей;
- категорий семей;
- стилей семейного воспитания;
- ребенка во всех его сферах развития;
- рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.
При этом необходимо учитывать: - повышение уровня профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей;
- программно-методическое обеспечение процессов взаимодействия с семьей;
- обеспечение функционирования и развития детско-взрослого сообщества ДОУ в соответствии с реализуемой программой.
Следующим немаловажным аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство ДОУ. Для этого разрабатываются показатели, по которым можно определить правильность выбранного пути. Вот некоторые из показателей, разработанных в нашем дошкольном учреждении: - степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг и подготовкой детей к школе;
- динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей;
- увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества;
- разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий;
- уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.
Для получения объективных данных разработан инструментарий: анкеты, опросники, тесты и т. д. Полученные результаты позволяют внести коррективы в создание вышеперечисленных условий. Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания. Приоритетной задачей работы нашего детского сада является повышение роли семьи как социального института. Основное в этой деятельности - вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, чтобы пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать их участие в различных мероприятиях. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Каждое дошкольное учреждение ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы, является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Давайте на примере нашего ДОУ вспомним, какие формы работы с родителями используются в детских садах. В настоящее время используются разнообразные формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные. Это такие традиционные формы как: - Устный педагогический журнал
- Родительские конференции
- Практические семинары
- Встречи с родителями
- Клубы общения
- Консультации
- Диспуты
- Тренинги
- Деловые игры
- Круглые столы
- Дни открытых дверей
- Родительские собрания
- Вечера вопросов и ответов
- Дни интимной консультации
А также новаторские, нетрадиционные формы: - Педагогические советы с участием родителей
- Неделя открытых дверей
- Тематические проекты
- Ознакомительные дни
- Мини-газеты
- День семьи
- Интервью
Итак, одной из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями, в настоящее время является «День открытых дверей», когда родители, а также другие близкие ребенку люди, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами участвовать в играх, занятиях и др. Родители с большим вниманием относятся к вопросам обучения детей, поэтому во всех группах проводятся показательные занятия или совместные занятия, где родители и дети могут заниматься рисованием, ручным художественным трудом, составлять рассказы по картинам, придумывать сказки и делать многое другое. Но жизнь вносит в работу с родителями свои коррективы. Проводя изучение взаимодействия ДОУ и семьи, мы выяснили, что сегодня актуальна организация «Недели открытых дверей». В течение недели (в любое время) родители могут прийти в детский сад и понаблюдать за педагогическим процессом, режимными моментами, общением ребенка со сверстниками, глубже проникнуть в его интересы и потребности. Нельзя не отметить и эпизодические посещения родителями дошкольного учреждения, это не только утренний приход детей в группу и то время, когда родители забирают их домой. Такие посещения предполагают постановку конкретных педагогических задач перед родителями: наблюдение за играми, занятиями, поведением ребенка, его взаимоотношениями со сверстниками, а также за деятельностью воспитателя, ознакомление с режимом жизни детского сада. У родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в обстановке, отличной от домашней. И порой родителей ожидают открытия: домашний "тихоня" может оказаться "заводилой-атаманом" в группе, или, наоборот, активный и подвижный ребенок - спокойным и даже застенчивым. Конечно, подобные метаморфозы можно наблюдать не так часто, тем не менее, любопытные особенности в поведении детей любой заинтересованный родитель сможет увидеть. При этом многие воспитатели говорят, что убедить родителей изменить свои методы бывает довольно сложно, а порой и вовсе нереально. А вот возможность увидеть своего ребенка в условиях детского коллектива поможет им призадуматься. Беседы, проводимые после наблюдений, оказываются более эффективными, убедительными: ведь аргументами становятся факты, которые родители сами видели. Важно здесь одно: организовывая посещения родителями детского сада, воспитателям нужно проявлять тактичность, чтобы не обидеть и установить доверительный контакт, укрепить связь с семьей, убедить в собственном профессионализме, желании и готовности помочь. Ежегодно наше ДОУ проводит «Ознакомительные дни» для семей, проживающих в близлежащем микрорайоне. Педагоги рассылают молодым семьям (тем, чьи дети еще не посещают дошкольные учреждения) приглашения. Для родителей устраивают экскурсии по детскому саду, встречи со специалистами, работающими в учреждении, демонстрируют видео- и фотоматериалы, касающиеся жизни детей, мини-концерты, проводится дегустация блюд. В учреждении проводится «День вопросов и ответов», когда на все возникающие у родителей вопросы готовы ответить квалифицированные специалисты. В результате родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, инструктором по плаванию, руководителем по физическому воспитанию). Такое "погружение" в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду, иначе взглянуть на ребенка и собственные методы, и приемы воспитания. Взаимоотношения с детьми и родителями стали сегодня многообразнее, интереснее и требуют от педагогов больше эрудиции, гибкости, вдумчивости в постановке вопросов перед коллективом родителей и каждой семьей в отдельности. Мы связываем с родителями все прогрессивные изменения и нововведения в нашем учреждении. Одним из таких нововведений является проведение «Дня семьи», когда все 10 групп одновременно занимаются совместной деятельностью: родители показывают спектакли (кукольные и актерские), вместе с детьми поют и танцуют, участвуют в спортивных играх и соревнованиях, занимаются творчеством, продолжают учиться искусству общения, узнают об интересных программах дополнительного образования, приобретают различные навыки ручного труда. Дети и родители могут посетить спортивный зал, музыкальный зал, бассейн, кабинеты психолога, логопеда. Суть данной работы заключается в том, чтобы ребенок и родители сумели договориться о выборе деятельности. Каждое занятие педагоги планируют, учитывая возрастные особенности дошкольников. Задания, подготовленные педагогами, дети выполняют совместно с родителями. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка. Поэтому «День семьи» мы считаем самой эффективной формой работы с семьями воспитанников. Возможности дошкольных учреждений за последнее время значительно расширились. Родители теперь могут ознакомиться с жизнью детей в детском саду не только непосредственно, при посещении, но и с помощью разнообразных технических средств. Так, сегодня большой популярностью пользуются видеофильмы из жизни группы, где стараются запечатлеть каждого ребенка, подчеркнуть особенности его поведения, отношений со сверстниками и взрослыми в группе. Такие фильмы пользуются популярностью у родителей. Многие из них отмечают, что в связи с большой занятостью на работе у них не всегда есть возможность прийти в детский сад. А видеофильмы помогают получить информацию о жизни ребенка в ДОУ, его развитии. Также педагоги используют записи своеобразных «интервью» с детьми на разные темы (например, "Что значит быть здоровым?", "Если бы я был родителем первоклассника…» и т. д.), съемку видеофрагментов различных видов деятельности (игры, занятий, труда), режимных моментов. Интересной формой является организация разнообразных выставок. Конечно, в каждой группе представлены уголки творчества детей, в которых регулярно размещаются детские работы, выполненные на занятиях. Но возможна организация и других выставок. На них могут быть выставлены совместные работы педагога и детей, родителей и детей. Ежегодно в ДОУ проходят выставки «Дары Осени» и «Мастерская Деда Мороза». В этом году в детском саду с большим успехом прошел конкурс «Новогодняя красавица» (надо было не только изготовить елочки из разного материала, но и придумать название своей работе). Постепенно в жизнь дошкольных учреждений входит проектный метод. Он заключается в совместной работе детей, родителей и педагогов над какой-то общей темой. В качестве иллюстрации можно привести пример из опыта воспитателя высшей категории Е.А. Едемской. Ею совместно с детьми и родителями был реализован такой проект, как "Издательство книг" (рукописные книги делались всей семьей), а также опыт воспитателей первой категории Л.В.Евлаш и Л.В.Ивановой проект "Презентация ребенка" (создание семейных фотоальбомов). Каждый проект завершался большой выставкой, которая приносила большое удовольствие и детям, и родителям, а также становилась стимулом для включения в совместную деятельность с детьми и педагогами для тех родителей, которые по какой-либо причине не смогли сделать этого раньше. Фотовыставки также направлены на то, чтобы ознакомить родителей поближе с жизнью дошкольного учреждения, деятельностью их детей. Обычно фотовыставки бывают тематическими, посвященными какому-то интересному событию из жизни группы: празднику, увлекательному досугу, экскурсии. Иногда они отражают обычную, ежедневную жизнь детей в группе. Фотографии детей всегда привлекают внимание родителей. Но при этом важно, чтобы выставка носила не просто "развлекательный" характер, но и способствовала педагогическому просвещению родителей. Несколько слов хочется сказать и о наглядно - информационной агитации. Изучение мнений воспитателей показало, что их отношение к традиционным методам наглядной пропаганды неоднозначно. Половина из них убеждены, что наглядные формы общения с родителями нерезультативны, так как те не интересуются материалами, размещенными на стендах, в папках-передвижках. Педагоги часто стремятся подменить непосредственное общение с родителями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. К сожалению, наглядно-информационную форму общения педагогов с родителями рассматривают довольно узко - только как оформление стендов и выставок. Это не совсем верно. Наглядно-информационные формы, прежде всего, решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, способствуют преодолению у родителей поверхностного суждения о роли детского сада, пересмотру методов и приемов домашнего воспитания. Они помогают объективно увидеть деятельность воспитателя, оказывают практическую помощь семье. Условно их можно разделить на две подгруппы: - информационно-ознакомительные; (сайт в Интернете, «Летопись ДОУ», выставки детских работ, фотовыставки, реклама в средствах массовой информации, информационные проспекты, приглашения, видеофильмы и т.д.).
- информационно-просветительские (тематические выставки, мини-газеты информационные стенды; папки-передвижки, выставка новых книг и т.д.)
Мы убеждены, что наглядно-информационные формы работы с родителями необходимы. Они приносят взаимную пользу и сотрудникам, и родителям, так как являются естественным дополнением диалога двух партнеров.Более подробно давайте остановимся на таких информационно-ознакомительных формах, как информационные проспекты и «визитки». Информационные проспекты способствуют ознакомлению родителей с особенностями работы дошкольного учреждения, в которых кратко представлен материал, демонстрирующий специфику учреждения, его отличия от других, указано, какие специалисты работают с детьми, какие дополнительные услуги оказываются, приведена информация о режиме учреждения. Весь текстовый материал сопровождается рисунками, фотографиями. Небольшие по объему, красочные «визитки» помогают сформировать у родителей первоначальные представления об учреждении, продемонстрировать заинтересованность коллектива в развитии и воспитании детей, стремление к сотрудничеству с родителями. Таким образом, использование педагогами наглядно-ознакомительных форм играет существенную роль в реализации принципа открытости дошкольного учреждения и предоставлении родителям практической помощи в получении педагогических знаний.В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще используется термин «инновация». Инновация – это изменение того, что уже существует. Практика показывает, что для установления диалога с семьями воспитанников педагоги используют ряд инновационных информационно – просветительских форм, уже сегодня пользующихся спросом у родителей. Это организация в дошкольном учреждении выпуска мини-газет, которые имеют разный объем, тираж, отличаются стилем подачи информации, тематикой. Обычно это газета небольшого формата, которая содержит объявления из жизни ДОУ (благодарности родителям за помощь, анонсы конкурсов, консультаций и др.), а также информацию по проблемам дошкольной педагогики и психологии. Наше учреждение стремится помочь родителям ориентироваться в мире педагогической литературы, для чего организует выставки новых книг по вопросам воспитания детей, а также детских книг, которые родители могут читать вместе с ребенком. Также практикуем организацию мини-библиотек для детей и их родителей. В рамках сотрудничества с музеями, театрами, экскурсионными бюро города мы предлагаем родителям информацию о новых спектаклях, выставках, режиме работы музеев и развлекательных мероприятиях проводимых в городе в праздничные дни. Таким образом, использование педагогами наглядно-информационных форм общения играет важную роль в формировании педагогической культуры родителей, способствуя возникновению и развитию у них интереса к особенностям воспитания детей в дошкольном учреждении, изучению психологической и педагогической литературы, обогащая их знания.
|